Меню сайта
Голосование
Каким антивирусом вы пользуетесь?
Всего ответов: 1493
Госуслуги
Портал государственных услуг

Как регистрироваться?
Портал гос.услуг Кировской области

Сайт Правительства Кировской области
Полезные сайты








ЕГЭ и ГИА

EGE

fipi

GIA

ege-gia

Программа действий психолога. ОВЗ

Программа действий психолога по осуществлению коррекционной работы с учащимися с ОВЗ и «группы риска» здоровых детей.

 

Пояснительная записка

Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимися при получении основного общего образования

Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ОВЗ для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.

Задачи:

  • определение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
  • определение оптимальных специальных условий для получения основного общего образования обучающимися с ОВЗ, для развития их личностных, познавательных, коммуникативных способностей;
  • разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных образовательных программ, учебных планов для обучения школьников с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;
  • реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк);
  • реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ;
  • обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в комплексной работе с обучающимися с ОВЗ;
  • осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.

Дидактические принципы: систематичности, активности, доступности, последовательности, наглядности и др. адаптируются с учетом категорий обучаемых школьников.

Специальные принципы, ориентированные на учет особенностей обучающихся с ОВЗ:

  • принцип системности – единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции нарушений детей с ОВЗ, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем этих детей;
  • принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы;
  • принцип комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог и др.).

Направления и содержание коррекционной работы

 

Виды работ.

Сроки

Диагностические материалы

Предполагаемый результат

Используемые программы коррекционно-развивающей работы

1 раздел. Диагностический

 

-Диагностика психологической готовности к обучению в школе. Ясюкова Л.А. , ГИТ

Дж. Ванна, ШТУР.

-Обследование медицинским работником школьников с ОВЗ и определение их образовательного маршрута.

-Диагностика мотивации учения и адаптации ребёнка к школе (эмоциональное  отноше-ние к школе, к сверстникам, к учителю, к учению) (1-6 класс)

Анкета Лускановой Н.Г.

-Александровская Э.М. Схема наблюдения за адаптацией эффективностью  уч. деятельности уч-ся

В течение года.

-Диагностика тревожности.

В течение года по актуализации проблем развития учащихся

Тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен

Тест Прихожан М.Н.

Тест Филлипса

- Диагностика причин трудностей при обучении школьников русскому языку, чте-нию, математике. (Начальное звено)

Заполнение педагогами психодиагности-ческих таблиц Локаловой Н.П.

Сентябрь

- Скрининговая диагностика поведения.

Заполнение психодиагностических таблиц

педагогами. Метод – наблюдение. Карта Стотта. (Среднее, старшее звено)

В течение года

- Индивидуальная углублённая диагностика развития детей, испытывающих трудности в поведении и обучении. Диагностические материалы подбираются в соответствии с проблемой ребёнка. (1-11 класс)

  •  Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
  • проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и(или) физическом развитии обучающихся с ОВЗ;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление его резервных возможностей;
  • анализ развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
  • анализ социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
  • анализ  адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ОВЗ;
  • мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования;
  • составление графика планируемых мероприятий;
  • внесение в индивидуальные карты результатов диагностики;
  • составление списка обучающихся, нуждающихся в коррекционной помощи;
  • разработка комплекса коррекционных мероприятий;
  • составление аналитической справки о   выявленных затруднениях в когнитивном  и личностном развитии детей с ОВЗ, нуждающихся в психологической коррекции.

 

2 раздел. Коррекционно-развивающий

- Индивидуальные или групповые психокоррекционные мероприятия (беседы, занятия) по преодолению проблем в обучении и социально-психологической адаптации.

В течение года

- Коррекционные мероприятия по преодолению трудностей во взаимоотношениях детей  и взрослых.

В течение года.

- Мероприятия (беседы, групповые занятия) по коррекции и развитию межличностных отношений в детском коллективе.

В течение года

- Оказание экстренной коррекционной помощи медицинским работником в обострённой фазе ограничения здоровья.

В течение года

- Проведение уроков (за счет классных часов), внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия; беседы (со школьниками, родителями, педагогами), индивидуальные консультации (со школьниками, родителями, педагогами) социальным педагогом.

В течение года.

- Мероприятия по профилактике и преодолению трудностей в обучении, в т.ч. коррекция.

В течение года

- Реализация педагогами коррекционной работы (70%) в учебной урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной программы.

В течение года.

- Проведение уроков специалистами с обучающимися со сходными нарушениями из разных классов параллели по специальным предметам (разделам), отсутствующим в учебном плане нормально развивающихся сверстников.

В течение года

- В учебной внеурочной деятельности планируются и проводятся коррекционные занятия со специалистами (учитель-логопед (вне школы),  учитель-дефектолог (вне школы), педагог-психолог), социальный педагог  по индивидуально ориентированным коррекционным программам.

В течение года

- Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования разной направленности (художественно-эстетическая, оздоровительная, ритмика и др.), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие школьников с ОВЗ.

В течение года

- Реализация индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ педагогами и специалистами и сопровождение дистанционной поддержкой, а также поддержкой тьютора образовательной организации.

  • Разработка и реализация индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ;
  • организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
  • развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
  • развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
  • совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
  • социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах,
  • преодоление школьной дезадаптации  обучающихся;
  • формирование отрицательного отношения к вредным привычкам;
  • преодоление трудностей в обучении.

3 раздел Консультативная работа

- Консультативная помощь учащимся с ОВЗ и «группы риска».

- Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ.

- Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

 

  • Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
  • выбор педагогами индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбор и адаптация содержания предметных программ;
  • выбор стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ;
  • консультационная поддержка и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ОВЗ профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

 

4 раздел. Информационно-просветительский

- Семинары, круглые столы, заседания методического объединения по проблемам работы с детьми, испытывающими трудности в личностном развитии, поведении и обучении.

В течение года

- Представление результатов психодиагнос-тики родителям.

В течение года

- Индивидуальное и групповое консультиро-вание  родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка.

В течение года по актуальным проблемам

- Лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы в соответствии с проблемами ОВЗ ребенка.

В течение года

 

  • Повышение компетентности педагогических работников в вопросах обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ и «группы риска» по различным социально-психологическим параметрам;
  • рекомендации по работе с детьми «группы риска»;
  • повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения, здоровьесбережения, в проблемах школьной адаптации, взаимоотношений в семье, с учителями, сверстниками;
  • информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
  • разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ОВЗ;
  • разъяснение родителям индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ОВЗ и «группы риска».

Психологические программы, используемые в коррекционно-развивающей работе

1.Н.П.Слободяник «Я учусь владеть собой»(2 класс)

(Коррекционно-развивающая программы формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста)

2.Жизненные навыки. Уроки психологии в 1-4 классе. Под ред. Кривцовой С.В.

3.Локалова Н. Уроки психологического развития в начальной школе.

4.Зак А. Интеллектика. (Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов).

5.Журавлёва Т.А. Адаптационные занятия с первоклассниками.(1 класс)

6. Т.Г.Григорьева Основы констуктивного общения. Методическое пособие для преподавателей.

7. Г.В. Галеева «Тренинг личностного роста».

8. В.Родионов, М.Ступницкая  Антистресс. Занятия с подростками 11-13 лет.

9.Мухина О., Родионова Г., Скворцова Е. Приручи свой гнев. Программа социально-психологического тренинга.

10.Родионов В., Ступницкая М. «Я и мы». Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-го класса.

А также: индивидуальные коррекционные программы составляются в соответствии с выявленными проблемами здоровья ребенка.

4 раздел. Контрольный

  1. Ведение журнала учёта работы (консультационная, диагностическая, коррекционно-развивающая)
  2. Составление справок по итогам мониторинговых мероприятий.
  3. Заполнение диагностических карт обучающихся.
  4. Составление отчётов и аналитических справок по итогам года.
  5. Планирование дальнейшей деятельности.

Наличие необходимой документации по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении и развитии.

Планируемые результаты коррекционной работы

Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС ООО.

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с ОВЗ.

В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты.

Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).

Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.

Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение содержанием ООП ООО (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам (умение учащихся с нарушенным слухом общаться на темы, соответствующие их возрасту; умение выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации; получение опыта решения проблем и др.).

Планируемые результаты коррекционной работы включают в себя описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому классу, а также обобщенные результаты итоговой аттестации на основном уровне обучения.

Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.

 

.

.

.

Соблюдаете ли Вы правила дорожного движения?
Всего ответов: 317

.

.

.

Какое у вас настроение?
Всего ответов: 1403

.

Нужен ли вам сайт?
Всего ответов: 1071

.

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

.

Каким браузером пользуетесь?
Всего ответов: 1151

.

Кто вы?
Всего ответов: 117
Какой информации вы бы хотели видеть больше на сайте?
Всего ответов: 84
Как часто посещаете сайт?
Всего ответов: 105

.

1



© МКОУ Лицей №9, 2016, Пользовательское соглашение Подать идею Мои сообщения
M.S. Solkin © 2017
Образовательная деятельность "Наш голос" Видеоновости Страница воинской славы Начальная школа